Текстиль для интерьера: тенденции-99

На пороге третьего тысячелетия меняется многое, существенно измениться обещает и наш образ жизни. А с ним тесно связаны особенности интерьера. Господствующая сегодня тенденция - минимализм - хороша для 90-х годов, но ее недостаточно для 2000-х. Конечно, в развитии интерьера это очень важный и необходимый этап: изгнание всего избыточного и даже просто необязательного, отказ от представительской пышности, навязчивой симметрии гарнитуров и грузных масс огромных диванов. Ключевое слово для дизайна рубежа тысячелетий - легкость. Решающую роль играют свет, цвет и пространство, а не архитектурные детали и предметы убранства. Все направлено на создание впечатления невесомости, проницаемости, прозрачности, даже иллюзорности. В то же время уже ощущается разочарование в чисто технологической, ⌠машинной■ эстетике минимализма. Она представляется слишком холодной для образа будущего. Тепла, комфорта, естественных пропорций, эмоциональности ищут дизайнеры в интерьерах былых времен. Именно это сочетание легкости, простоты, свободы с одушевленностью и ⌠человечностью■ лучше всего выражено в произведениях двух исторических стилей, которые сегодня служит основными источниками для дальнейших поисков художников интерьера. Это традиционное японское жилище и особняки французского рококо.

В реальном интерьере нередко ощутимо влияние сразу обоих стилей. Эклектика здесь не возникает, потому что эти стили не так далеки друг от друга, как кажется на первый взгляд. В свое время стиль рококо сформировался под влиянием моды на дальневосточные вещи - фарфор, ткани, лаки, всяческие безделушки. Гротескные фигурки и прихотливые орнаменты в китайском и японском вкусе населяли ширмы, обои, живописные панно XXVIII века. И сегодня эти, вновь модные, ⌠шуточные■ мотивы заключают в себе на самом деле сущность новейших тенденций дизайна - соединение предметов, идей, художественных приемов Востока и Запада, постоянный и повседневный, уже и не удивляющий нас контакт различных цивилизаций. При перевесе японского влияния интерьер выглядит более ⌠пустым■, функциональным, геометричным, в колорите больше натуральных тонов, а преобладание темы рококо находит выражение в пластичных формах, волнистых и вьющихся линиях, пастельной гамме. Конечно, этими двумя стилями не ограничивается стилевое многообразие, характерное для современного искусства в целом и, тем более, для интерьера. Невозможно его представить сегодня без элементов индийского, африканского искусства, европейского ⌠кантри■ или Ренессанса да и многого другого. Но каждый год-другой акценты меняются, и мода в интерьере практически не более стабильна, чем мода в одежде. Ведущие темы каждого года всегда отчетливо прочитываются - в общем впечатлении и в деталях. В частности, от ⌠восточного■ или ⌠западного■ акцента в интерьере зависит принцип использования текстиля - как драпировки, живописной массы складок или как декоративной плоскости, свободно ниспадающей и порой даже зафиксированной рамками. Различные виды панно, ширм, экранов, пологов, жалюзи, раздвижных перегородок охотно используются модой вместо традиционных портьер и гардин. Такие конструкции подчеркивают легкость, открытость интерьера и отвечают современным формам мебели с высокими ножками, ажурными плетеными деталями, лаконичной отделкой.

Естественно, что и среди тканей, предназначенных для интерьера, наибольший интерес художников вызывают прозрачные и просвечивающие легкие ткани простых переплетений как сильно разреженные, так и относительно плотные, от классических, типа газа, вуали, муслина, до новейших упругих и блестящих из металлических нитей, пластика, целлофана, волоса, или мягких ⌠натуральных■ из конопли, рами, банановых волокон. Много тканей с ажурными эффектами типа мережки или, наоборот, с уплотненными полосами (атласными, из низкономерной пряжи, с ткацким рисунком и др.), с жаккардовыми рисунками по прозрачному фону. Любой орнамент - обязательно легкий, линеарный, в редкой рассадке. Такие ткани могут приобрести нетрадиционное назначение, например, вполне возможны прозрачные скатерти с атласными полосками или жаккардовым рисунком, и используются они в интерьере обязательно с учетом этого их свойства. Моднейшее сочетание - муслин с алюминием (тоже симбиоз традиций и авангарда!).

Пестротканые рисунки, отвечающие направлению моды, должны быть крупными и лаконичными, простого регулярного ритма, уравновешенными и цельными по колориту (а лучше всего - сближенными двухцветными). В принципе, они не очень модны как таковые. Для постельного и столового белья можно рекомендовать каймовые композиции, оставляющие свободным центральное поле. Но предпочтительнее чисто белое белье, со скромной вышивкой, шитьем тон в тон по краям или углам - просто и изысканно!

Очень выразительны в интерьере ткани с эффектами жатости, гофре, клоке - и прозрачные, и более плотные, и даже бархат, который сейчас становится тоньше и легче (относительно более легкими должны быть сейчас все ткани, даже мебельные). Актуальны любые структуры с сильно выраженным рельефом - варианты оттомана и репса, пике с фасонным рубчиком, ткани с эффектом стежки (элементарная косая клетка и тонкий растительный орнамент в духе рококо), с ⌠полотенечным■ переплетением. По контрасту важная роль отводится гладким блестящим тканям - традиционным атласам или ⌠металлическим■, с люрексом не в виде отдельных просновок, а сплошь! Безусловно модно все, что цветом и блеском напоминает металлы, и не только серебро или золото. Блестящие нити активно включаются в рисунок дамаста или рытого бархата, чтобы осовременить его. Они могут оттенять натуральную фактуру льна.

Своя мода существует даже в такой, казалось бы, технической области, как обивка салонов автомобилей. Ткани, как правило, комбинированные: однотонные края сиденья и центральная часть с двух- трехцветным рисунком - геометрическим в духе 20-х годов на тему клеток и полос, кожи рептилий и т.д., чаще на сближенных тонах. Более актуальные материалы - кожа, в т.ч. жатая, плюш, нейлоновая ⌠кольчуга■. Никаких складок, рюшей и прочих излишеств: все функционально.

Искусствовед АО ⌠Дизайн-мода■ Науменкова Н.Н.
Журнал "В зеркале текстильной промышленности", ╧2, 1998.


Вернуться на главную страницу